Два из самых глубоких прозрений в буддийском учении - это непостоянство (Аничча) и отсутствие я (Анатта). Эти концепции бросают вызов нашему обычному способу видения реальности.
Все в существовании постоянно изменяется. Ничто не остается одинаковым навсегда - ни наши тела, мысли, отношения, ни обстоятельства.
Понимание Непостоянства: - Физические изменения: Наши тела стареют и постоянно изменяются - Умственные изменения: Мысли и эмоции возникают и исчезают - Обстоятельственные изменения: Ситуации, отношения и условия меняются - Универсальные изменения: Даже горы разрушаются, а звезды умирают
Учение об отсутствии я предполагает, что то, что мы называем "я", не является фиксированной, постоянной сущностью, а постоянно изменяющимся процессом.
Пять Совокупностей: Буддизм анализирует наше чувство себя на пять компонентов: 1. Форма: Физическое тело 2. Ощущение: Приятные, неприятные или нейтральные чувства 3. Восприятие: Распознавание и интерпретация переживаний 4. Умственные Формации: Мысли, эмоции и умственные привычки 5. Сознание: Базовое осознание
Ни одна из этих совокупностей не является постоянной или не составляет фиксированное я.
Понимание непостоянства и отсутствия я может: - Уменьшить привязанность к результатам - Увеличить принятие изменений - Уменьшить страдание, вызванное эго - Способствовать смирению и открытости - Развить равновесие в трудные времена
Это не означает, что мы не существуем, а скорее то, что наше существование более текучее и взаимосвязанное, чем мы обычно представляем.